Иди, купи провайдера

2013 год принес новость о том, что в на российском рынке EDI впервые случилась сделка, которую на западе относят к категории M&A: Сбербанк РФ купил провайдера КОРУС Консалтинг СНГ. То, что в России можно назвать Событием с большой буквы, в развитых странах давно стало нормой, на которую привычно ориентируются при разработке стратегии развития и последующей продажи своего бизнеса профессиональные EDI-операторы.

В январе 2014 г. Proactis Holdings приобрела компанию EGS Group, занимавшуюся в т.ч. предоставлением услуг e-invoicing. Компанию, обслуживающую около 70 клиентов, купили за сумму, примерно равную ее годовому обороту — около 3 млн. долл. Несмотря на относительно небольшой объем сделки, ее проведение дало основание утверждать, что «укрупнившийся» Proactis станет крупнейшим независимым игроком на рынке электронных госзакупок Великобритании.

В конце декабря, Descartes объявила о поглощении швейцарской Compudata, специализирующейся в области управления цепочками поставок и e-invoicing. Сетевой провайдер Descartes получил таким способом более 500 новых клиентов-пользователей из ритейла и смежных с ним сфер для развиваемой его усилиями Global Logistic Network. Что обошлось в сумму порядка 18 млн. долл. Интересно заметить, что компания Compudata, вообще говоря, также является сетевым провайдером, пускай и локальным. Ее фирменная сеть для швейцарских компаний называется B2BNet.

Прошлый год был достаточно богат на приобретения компаний, занятых EDI. В частности, Tungsten Corporation приобрела облачного провайдера OB10. Сделка обошлась в сумму порядка 400 млн. долл. Само приобретение и последовавшие события весьма положительно сказались на котировках Tungsten – отмечает e-Invoicing Platform.

Еще более масштабным стало поглощение международного провайдера GXS Group, которое обошлось купившей его канадской корпорации OpenText в сумму около 1 млрд. долл. Данная сделка также оказала влияние, которое можно назвать благотворным. Причем доход OpenText за прошлый год составил порядка 360 млн. долл.

Примечательно, что EDI в канадской корпорации рассматривают вполне «стратегически» — в контексте гораздо более широкого подхода EIM (Enterprise Information Management), что само по себе уже дает некие основания предположить, что такого рода сделка M&A не будет последней. Кроме того, судя по заявлениям представителей OpenText, корпорация намерена построить крупнейшую в мире сеть B2B. За последние два десятилетия корпорация уже купила 48 компаний. И намерена потратить 3 млдр. долл. в ближайшие 5 лет на покупку высокотехнологичных игроков ИТ-рынка.

Эти и другие сделки и события дают возможность говорить о том, что EDI на Западе постепенно достиг того уровня, когда к нему появился устойчивый интерес у инвесторов. Хотя аналитики ведущих исследовательских агентств все еще обходят тему EDI стороной, хронически «забывая» акцентированно выделить электронный обмен данными среди прочих, близких к нему и не менее перспективных направлений.

С распространением «моды» на e-invoicing стало окончательно ясно, что без EDI обойтись в современном мире не получится. Возможно, 2014 г. является наилучшим временем для инвестиций, поскольку горизонты возврата средств, вложенных в высокопроизводительные платформы для электронного обмена, уже видны вполне отчетливо, а время рекламной шумихи вокруг очередной «модной» ИТ-темы, — «про EDI», — еще не наступило. Что означает, что пока еще можно вкладывать деньги прямиком в перспективную EDI-технологию, а не в то, чтобы «скомпенсировать» услуги тех, кто потратились на раскрутку всевозможных брендов на ИТ-рынке. Ненужные профессиональным инвесторам, которые и без посторонней помощи способны вовремя разобраться в теме.

Впрочем, понятно и то, что коммерческие успехи того или иного небольшого локального провайдера предрасполагают, но не предопределяют то, что его действительно купят. По-прежнему важным остается страна, в которой он работает, инвестиционный климат, который там сложился, а также общезаконодательный контекст в сферах, так или иначе затрагивающих интересы EDI-операторов, в частности, в области регулирования оборота электронных счетов-фактур.

Top