Почта России — новая концепция

Почта России ждет перемен. Утверждена новая концепция развития почтовой связи до 2020 года.

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров приказом №105 утвердил «Концепцию развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года». Концепция включает оценку текущего состояния и основных тенденций, принципы и задачи государственного регулирования на рынке услуг почтовой связи. Сегодня «Почта России» обслуживает около 60 миллионов клиентов через сеть из приблизительно 42000 отделений, на почте работают около 380000 человек.

Документ предусматривает механизмы реализации положений концепции и ключевые показатели оценки эффективности развития почтовой связи. Видимо, на сегодня ключевые показатели или вовсе отсутствуют, или не контролируются должным образом. Как сегодня работает «Почта России» знает каждый, кто хотя бы раз посетил ее отделение. Об уровне сервиса просто стыдно говорить. При этом разговоры о реформировании ведутся около 11 лет.

Целью реализации государственной политики в сфере почтовой связи является обеспечение доступных и качественных услуг почтовой связи (основные из которых это пересылка товаров,  писем и денежные переводы) на всей территории РФ. Во всех этих сегментах сегодня есть конкуренция, существуют коммерческие компании, которые доставляют посылки, письма (логистические компании) и занимаются денежными переводами (банки). По качеству услуг, технологичности, да и тарифам, они сегодня превосходят «Почту России» и оказывают услуги во всех крупных городах страны. Обслуживание населения в небольших городах и сельской местности существенно менее рентабельно и эта ниша остается «Почте России», так как ее филиальная сеть насчитывает около 42 000 отделений и покрывает всю страну.

Планы реформы «Почты России» в последние годы несколько раз менялись. В частности, существовала идея создать в ее отделениях Почтовый банк. Тем не менее, пока все эти попытки успехом не увенчались. В конце 2013 года в Минкомсвязи заявляли, что почтовый оператор «находится в критическом состоянии».

Для достижения целей в соответствии с новой концепцией необходимо решить задачи, связанные с определением границ рынка услуг почтовой связи, совершенствованием механизмов лицензирования деятельности в области почтовой связи, обеспечением недискриминационного доступа к услугам назначенного оператора почтовой связи, определением перечня основных услуг почтовой связи и механизмов их регулирования, определением мер государственной поддержки назначенного оператора почтовой связи, кадровым обеспечением почтовой связи, развитием и внедрение современных электронных технологий в области почтовой связи.

Однако можно предположить, что первоочередной задачей реформирования должно быть внятное выделение самостоятельных функций (по сути отдельных бизнесов) внутри «Почты России»:

  • управление имуществом и инфраструктурой (оформление которых в госсобственность должно быть завершено «Почтой России» в 1 квартале 2015 года)
  • банковская деятельность (наличные и безналичные финансовые операции)
  • представительство государственных органов на местах (по некой аналогии с многофункциональными центрами)
  • логистическая деятельность (посылки, периодические издания, реклама и письма)…

Об этом, к сожалению, концепция умалчивает.

Сегодня в России существуют лучшие практики по каждому из выделенных бизнесов. Почему бы не дать им возможность принести свои уже готовые технологии в деятельность «Почты России»? Почему не создать прозрачные условия для конкуренции? Рисков ноль, затрат тоже ноль. Видимо, в этом и есть проблема?

Далее логичным было бы четко определить функции типового почтового отделения и способы/технологии их реализации в том или ином формате, в зависимости от конкретного места расположения почтового отделения. Скажем, функция взаимодействия с госорганами реализуется через современный видео-терминал посредством видеоконференцсвязи с клиентом в реальном времени, приема от него обращения через оператора, располагающегося в ближайшем городе, немедленного ответа или последующей его обработки с выдачей клиенту необходимых документов через почтовое отправление в бумажной и/или электронной форме. А функция приема-выдачи денежных переводов обеспечивается посредством установки современных терминалов того или иного банка, хорошо представленного в регионе. Для малонаселенных пунктов разработать формат мобильного передвижного почтового отделения. Но про подобные механизмы в концепции, к сожалению, ничего не сказано.

Вместо этого «Почта России» пытается сама получить лицензию на банковскую деятельность и вот так просто стать новым технологичным банком. Не говоря о сложности и стоимости такой задачи, хочется просто спросить: «Для чего?». Ведь у нас существует Сбербанк, который уже потратил огромные средства на технологическое совершенствование, наработал огромный опыт и добился в этом деле немалых успехов. Может быть было бы более целесообразно использовать существующую инфраструктуру Сбербанка для наполнения почтовых отделений «Почты России» банковскими функциями? Ведь сегодня отделения «Почты России» и Сбербанка очень часто территориально соседствуют друг с другом. Почему не использовать уже готовые преимущества, а вместо этого начинать «изобретать велосипед»? Существует множество и других банков. Аргументация относительно того, что создание своего собственного банка даст «Почте России» дополнительные доходы, за счет которых можно будет покрывать убыточные направления, не может рассматриваться серьезно.

Реализация концепции требует совершенствования законодательной базы, в первую очередь принятия нового федерального закона «О почтовой связи», а затем подзаконных нормативных актов. Этот процесс, согласно концепции, планируется завершить к концу 2016 года. А уже затем, с 2017 года, приступать, собственно, к реформированию. К этому моменту пройдут очередные президентские выборы и реформирование может снова начаться сначала. С новой концепции.

По информации газеты  «Ведомости», Государственную электронную почтовую систему планируется запустить в начале 2016 г. Это позволит не только оказывать современные почтовые услуги с юридической фиксацией факта пересылки и получения почтового отправления в электронной форме, но и значительно снизить стоимость тарифов «Почты России» при оказании таких почтовых услуг. Однако возникает вопрос, как будет соотносится новая электронная почтовая система с уже существующим порталом госуслуг и множественными порталами других министерств и ведомств? С услугами уполномоченных операторов электронного документооборота? Они ведь уже созданы и успешно работают, отправляют миллионы документов и писем и доставляют на них ответы, присылают квитанции, счета, счета-фактуры и позволяют их оплачивать, и немалые бюджетные и частные денежные средства на это уже были потрачены. Если же речь идет о дублировании функций и новых бюджетных затратах, то это выглядит странно на фоне экономического кризиса и повсеместного сокращения издержек.

Концепция определяет меры господдержки для почты: льготные ставки по аренде помещений и земельных участков, выделение квот на перевозку почтовых грузов железнодорожным и авиатранспортом. Новый закон должен закрепить перечень базовых услуг почтовой связи, говорит представитель «Почты России». Государство будет регулировать тарифы только на письма, следует из концепции. Это, безусловно, даст «Почте России» дополнительные преимущества по сравнению с остальными участниками рынка. Но ведь это только расслабит ситуацию, даст очередную отсрочку неэффективному госпредприятию за счет кармана законопослушных граждан. Создаст дополнительные сложности уже существующему бизнесу. Кому и по каким причинам выгодна такая отсрочка?

В то же время, по сообщению газеты «Коммерсант«, экономический спад вынудил Минкомсвязь пересмотреть планы развития «Почты России». Ведомство увеличило сроки запуска новых автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), на которые планируется потратить 25,1 млрд руб.  АСЦ необходимы для ускорения доставки почты до получателей и сокращения ручного труда, который сейчас на почте превышает 80%. За счет внедрения таких центров «Почта России» должна была создать до 5 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Не понятно только одно, — внедрение автоматизации повсеместно сокращает долю ручного труда и количество персонала, занятого на ручных технологических операциях, у нас, наоборот, создает дополнительные рабочие места?

Вопросов к новой концепции и предлагаемым в ней мероприятиям много. Конкретики и ясности мало. И совершенно непонятно, каким образом можно улучшить  текущую ситуацию.

Алексей Тихонов


 

Top