Звездная болезнь e-invoicing

EDI и e-invoicing сегодня чем-то напоминают звезды. Сияющие высоко и далеко от действительных нужд обычных людей и небольших компаний. Что нужно сделать для того, чтобы излечить “звездную болезнь” нынешних технологий электронного обмена?

Интеграция ERP с EDI и e-invoicing обычно бывает нужна крупным коммерческим компаниям, работающим с широким ассортиментом, пропускающим через себя большие потоки документов и т.д. А также — вынужденным подстраиваться под их требования поставщикам. Скажем, из СМБ. Которых сегодня часто интересует, в первую очередь, EDI в любом виде и формате, открывающий новые возможности для сбыта продукции. И только потом, — внедрение какой-нибудь доступной им по деньгам ERP. Иногда даже облачной. Чтобы вышло подешевле.

Нравится нам это или нет, но сегодняшний EDI зачастую имеет топологию звезды. В центре которой обычно находится  крупный отечественный ритейлер. К которому, через нескольких провайдеров, подключаются его поставщики, крайне редко использующие данную инфраструктуру по собственному желанию и в «факультативных» целях.

Примерно ту же картину мы пока наблюдаем и в смежных с EDI сферах, таких как e-invoicing. Где, как и в EDI, постепенно копятся предпосылки для того, чтобы каждый участник электронного обмена начал, наконец, обмениваться с каждым. Одним из лекарств от “звездной болезни”, является подключение к сетям глобальных операторов. После которого, поиск контрагентов и установление с ними коммуникации значительно упрощается — по вполне понятной причине.

Первоначальный спрос на такие услуги генерируется крупными компаниями, которым удобно обслуживание, предоставляемое им по принципу “из одного окна” и сразу по всему миру.

Именно это соображение подтолкнуло международного сельхозпроизводителя Archer Daniels Midland (ADM) подключиться к платформе провайдера Tradeshift. Чтобы обрабатывать с ее помощью порядка 2,5 млн инвойсов ежегодно, начав процесс с внедрения AP Automation в своих офисах в Северной Америке. Предусмотрено, что поставщики будут обслуживаться бесплатно. А минимальная себестоимость одного электронного инвойса для всех прочих может составить 2 долл. (на больших объемах документов).

Заказчик особенно рад тому, что появился быстрый, технологичный способ связаться с автором некорректно оформленного документа и “на лету” уладить разногласия. А Tradeshift, очевидно, планомерно копит базу клиентов, которая позволит впоследствии найти дополнительные способы монетизации в рамках кросс-продаж. В частности, — услуг e-invoicing.

Теперь обратим свой взор на успехи другого провайдера e-invoicing, — Basware, — которому удалось первому подключиться к новой бельгийской B2G-платформе Mercurius, поддерживающей обмен в стандарте UBL. Помимо интеграции с централизованной платформой для бухучета (Fedcom), Mercurius интегрируют и со всеми ведомственными ERP. Также ожидается, что все госпоставщики со временем сделают то же самое.

Топология “звезды” имеет свои сферы применения и преимущества, но явно не в случае с EDI и e-invoicing. Для того, чтобы излечить “звездную болезнь” экономическим путем, на рынке должно сначала накопиться некое пороговое количество подключенных к масштабным сетям обмена компаний. А также — появиться достаточное количество стандартных модулей и средств интеграции для наиболее распространенных ERP и учетных систем, популярных в СМБ.

Вполне может статься, что уместными, в ряде случаев, будут и шаги со стороны госрегулятора, поэтапно делающего электронные счета-фактуры обязательными. Скажем, для определенных отраслей, наиболее проблемных с точки зрения сбора налогов — как это уже проделали в Турции.

Ведь понятно, что внимание рыночных игроков, на данном этапе, сосредоточено на крупных заказчиках и миллионах штук инвойсов в расчете на один подписанный контракт. А вовсе не на решении инфраструктурного плана задач типа массового подключения малых предприятий. Или же радикального искоренения «двойного», электронно-бумажного ЭДО. Практическая необходимость поддержания постоянной боевой готовности к которому, требует излишних затрат. И нередко ставит под сомнение эффективность применения электронных документов в той или иной компании.

В заключение статьи, хотелось бы затронуть еще один аспект звездной болезни электронных инвойсов. Заключающийся в том, что “страшно далеки они от народа”. Причем, народа — не в смысле СМБ и индивидуальных предпринимателей. А в самом что ни на есть прямом – обычных граждан. Сталкивающихся в своей жизни с e-invoicing или e-billing в столь ограниченном ряде случаев, что каждая новая возможность оплатить по электронному счету воспринимается сегодня чуть ли не как инновация. ERP у них нет и не будет. Миллионы штук инвойсов в год простому гражданину не осилить. Провайдеру они будут прямо сейчас заведомо неинтересны.

Между тем, частные потребители желанны многим. К примеру, разработчикам приложений для учета личных финансов. Удобных и простых настолько, что многие уже пытались упорядочить с их помощью свой семейный бюджет много раз. Вот только данные таким программам взять неоткуда. А забивать вручную суммы расходов способны лишь наиболее терпеливые из интересующихся. Между тем, как-то решить эту проблему энтузиасты могут попытаться уже сегодня.

Есть множество компаний, предлагающих сканирование файлов в электронных почтовых ящиках, бумажных квитанций или фотографий чеков — с использованием OCR. Пускай эти технологии остаются еще “зелеными”, а процесс извлечения данных “полу-ручным,” – читаем мы на techcrunch.com.

Уровень фактического использования и знакомства с e-invoicing в чем-то напоминает времена, когда соискатели писали в резюме про то, что они владеют программой Word. Отмечая данный факт как нечто вполне примечательное. Между тем, идея о том, что хорошо бы уже как-то собрать все свои платежи в электронном виде и “в едином окне” приходит сейчас одновременно и сразу ко многим. И не только, исключительно, при получении госуслуг.

Вполне может быть, что после того, как e-invoicing станет привычным явлением на бытовом уровне, ситуация изменится. И сотрудники самых разных компаний начнут самостоятельно задаваться вопросом: “А зачем мы так упорно шлем счета-фактуры в конвертах тем, кто уже подключен к той же самой сети электронного обмена?”

Top