Организация без печати: миф или реальность?

Представьте себе, —  организация без печати стала реальностью. По сообщению сайта Президента России 6 апреля 2015 был подписан  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».

Организация без печати скоро станет повседневной нормой, а не исключением. С 7 апреля 2015 года коммерческие организации могут отказаться от использования круглых печатей. Федеральным законом определено, что использование (наличие) печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ. Соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных норм, предусматривающих требование использования печати юридическими лицами.

Принятие такого закона, скорее всего, повлечет за собой довольно серьезные последствия, а именно:

  • ускорит трансформацию сознания миллионов сотрудников договорных и юридических отделов, бухгалтерии, руководителей предприятий, для которых «синяя печать» является главным признаком юридической значимости документа, в сторону современных электронных средств идентификации должностных лиц и защиты информации
  • даст еще один толчок к отказу от бумажных документов и замене их электронными. Как следствие экономия затрат, времени на передачу и обработку информации, уменьшение количества ошибок и человеческого фактора
  • приведет к отсутствию перспектив развития бизнеса у множества компаний, преимущественно из сегмента СМБ, занимающихся сегодня изготовлением разного рода штампов и печатей.
  • приблизит нас к современным европейским стандартам  электронного документооборота, сделает более простым трансграничной взаимодействие при совершении торговых операций.

В целях защиты прав контрагентов хозяйственных обществ Федеральным законом установлено, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе хозяйственного общества. Если организация принимает решение отказаться от печати, соответствующие изменения должны быть внесены в устав компании.

Закон не обязывает организации отказываться от печати, но предоставляет возможность использовать вместо нее современные средства идентификации хозяйствующих субъектов. Чем можно заменить печать? Вместо печати можно использовать фирменный бланк компании, голографические знаки, а также электронную подпись. Представляется, что электронная подпись будет наиболее востребованной заменой привычной всем нам печати.

Конечно, возникнет множество вопросов, как же визуализировать эту самую электронную подпись на печатных версиях документов, на бумаге или экране монитора? В первое время появится множество разнообразных форм визуализации, но впоследствии они сведутся к одному наиболее широко распространенному виду, и уже затем это будет закреплено на законодательном уровне в том или ином стандарте.

Если Вы откажетесь от печати, то ставить ее в типовых документах, где такой реквизит предусмотрен, например, в кассовой книге, первичке, уже не нужно. Сразу после вступления в силу закона компания вправе передавать в госорганы любые документы без печати. Печать не названа в числе обязательных реквизитов первичных документов, перечисленных в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. На всякий случай, будет не лишним, если решили отказаться от печати, известите об этом инспекторов ФНС или ПФР письмом. Возможно, в ближайшее время, будут появляться официальные разъяснения и уточнения по этим и другим специфическим вопросам.

Использовать печать в договорах, например, в договоре купли-продажи, нужно, только если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Поэтому, если одна из сторон отказалась от круглой печати, просто проследите, чтобы из договора убрали требование для этой стороны проставлять печать. Это же касается и документов для банков. Подписи генерального директора на любых документах  достаточно для любого банка, если компания откажется от печати.

Исключение составляют только печати в трудовых книжках. Пока отказаться от них рискованно. Ведь в правилах заполнения трудовых книжек по-прежнему написано, что запись на титульном листе и записи об увольнении нужно заверять печатью (п. 2.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Однако и здесь возможны изменения и уточнения.

 

 

 

Top