Банк или IT провайдер? Прогресс устраняет различия. Основные тенденции международного рынка банковских ИТ- продуктов.
Краткие выводы по материалам конференции EuroFinance Budapest 2014.
- Общие тенденции:
- Банки активно развивают инновационные продукты, соответствующие все возрастающему уровню удобства и надежности. Изменения появляются постоянно и крайне быстро (в течение года-двух) копируются всеми участниками рынка.
- Облачные on-line технологии стали общепринятым стандартом, с доступом и поддержкой в режиме 24*7, мобильными клиентами для iOS, Android, высокой степенью защиты от несанкционированного доступа.
- Набор клиентских продуктов (сервисов) уже не является главным конкурентным преимуществом по причине того, что он практически одинаков у всех глобальных банков. В настоящее время все большее значение приобретают отлаженные технологии привлечения клиентов, процессы продажи продуктов, их простота и удобство, уровень технической поддержки.
- Следует обратить внимание на Китайские банки. Их решения для кэш-менеджмента местами превосходят продукты лидеров рынка и имеют дополнительный функционал в части поддержки юаней.
- Ведущие глобальные банки (Citi, Deutsche Bank, HSBC, JPMorgan Chase) отмечали все возрастающее значение транзакционного бизнеса. В результате проведенной реорганизации в Deutsche Bank департамент «Транзакционный бизнес» стал одним из четырех ключевых бизнес-направлений, формируя своими продуктами почти 200 млрд. долларов США относительно дешевых пасивов.
- Стандартизация:
- Банковские системы дистанционного обслуживания (ДБО) все более тяготеют к SWIFT, который становится важнейшим каналом взаимодействия не только между банками, но и банков с корпоративными клиентами. SWIFT поддерживает все большее количество языков, в частности, китайский язык.
- Активно обсуждалось начало функционирования SEPA (Single Euro Payment Area), который позволил стандартизировать платежные технологии в рамках Евросоюза, ускорить взаиморасчеты, упростить материальный и виртуальный пулинг, технологии автоматической идентификации поступлений (при разнесении банковских выписок) и сбора дебиторской задолженности.
- Интеграция:
- Формируется требование SAP-совместимости для всех банковских технологий. Это касается совместимости с ERP и с SAP Treasury management system (TMS).
- Банки разрабатывают и внедряют IT-решения с готовыми интерфейсами для внешней интеграции. Клиентам предоставляется доступ ко всему количеству банковских продуктов через единый универсальный интерфейс: взаиморасчеты, валютные операции, инвестиционные продукты, кредиты, факторинг, депозиты, депозитарные услуги, хеджирование и т.п.
- Функционал:
- Банки стремятся создать и применять платформы для автоматизации казначейских функций своих клиентов. Мультивалютный пулинг, пулинговые решения «follow the sun», автоматическое инвестирование остатков на счетах клиентов, многоязычность, включая русский интерфейс и т.п. Опыт CitiBank в части TreasuryVision (по функционалу схожей с корпоративной TMS) поддерживается другими крупными международными банками.
- Самые прогрессивные компании для повышения эффективности управления финансами анализируют динамику кредиторской/дебиторской задолженности по своим поставщикам/покупателям и, договариваясь о дополнительных бонусах, самостоятельно занимаются их финансированием за счет привлечения более дешевого банковского финансирования. Однако и в этой схеме банки могут предлагать своим клиентам подобные Account payable automation услуги.
- В условиях экономического кризиса ИТ-продукты для риск-менеджмента становятся все более востребованными как для банков, так и для их клиентов.
- Сокращение издержек:
- В докладах представителей бизнеса отмечалось сокращение количества банковских счетов и количества обслуживающих банков за счет перехода на обслуживание в один или несколько банков-глобальных партнеров, обладающих требуемым набором сервисов для кэш-менеджмента.
- С целью сокращения затрат финансовые службы международных корпораций используют аутсорсинг. Для централизованного выполнения бухгалтерских функций, взаиморасчетов в интересах всей группы предприятий создаются отдельные подразделения, расположенные в регионах с относительно низкой стоимостью рабочей силы. По этому обстоятельству банки вынуждены иметь ИТ-решения для взаимодействия с подобными подразделениями.